понедельник, 26 ноября 2012 г.

СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР

Так выглядит симфонический оркестр на сцене.



    Каких только инструментов здесь нет! Может показаться, что расположились они на сцене как кому вздумается: кто в углу, кто впереди, а кто где-то в сторонке. Но вглядитесь повнимательнее и вы увидите, что инструменты в оркестре распределены в строгом порядке.


   Все, что, мы видим в оркестре, преисполнено глубочайшего смысла и имеет свою многолетнюю историю. И чтобы получше узнать и понять оркестр, нужно не только услышать, но и внимательно рассмотреть его. Вот картина, которая открывается перед нами, когда мы смотрим на оркестр сверху.


    
   Ближе всех к дирижеру - струнные инструменты. Они - авангард симфонического оркестра. Голоса скрипок, альтов, виолончелей - самые выразительные. Их звучание может быть самым разнообразным: нежным и воинственным, юмористическим и трагическим.
       Слева от дирижера большой хор скрипок.
    Их в оркестре бывает около сорока.  Главную мелодию поют первые скрипки, а подпевают им вторые, они сидят в следующем ряду за первыми.
 Справа от дирижера виолончели, альты и контрабасы, струнные инструменты, на которых играют смычками.
   Альт - чуть побольше скрипки и звучит более низким густым  голосом, его, как и скрипку, держат у плеча.

     Виолончели значительно крупнее альтов и скрипок, и голоса у них ниже. У плеча их держать невозможно, и их ставят на пол.
    А самые низкие струнные звуки - у контрабасов. Контрабасы - самые большие струнные инструменты.
      Рядом с контрабасами за спинами виолончелистов стоят арфы.
     Струнных в оркестре  больше всего и выведены они на передний план.
   А на втором плане лицом к публике разместились музыканты, играющие на духовых инструментах.
      Впереди  деревянные духовые - флейты и гобои. За ними кларнеты и фаготы
   Музыкантов, играющих на  духовых деревянных инструментах, немного. Но голоса их инструментов достаточно звонки и своеобразны, у каждого из них свой неповторимый голос-тембр.
       Холодноватым голосом поет, словно свистит, флейта.
       Чуть глуховато и печально звучит гобой.
Мягкий бархатистый голос у кларнета, а фагот рокочет ворчит.
    Медные духовые расположены еще дальше. Среди них вы сразу узнаете свернувшиеся улиткой валторны. За ними трубы, похожие на обычные горны, и суровые тромбоны с выдвижной трубкой-кулисой, которую тромбонист мягким движением водит взад-вперед. Низкими басами поет самая большая труба - туба.
   Еще в одну группу  в самом последнем ряду собрано большое хозяйство ударных инструментов: гонг, колокола, барабаны, литавры и более мягкие стучащие, хлопающие,тарахтящие инструменты.
     Сказочно звучащий инструмент -  челеста, пристроилась поближе к переднему краю эстрады, за спинами скрипачей. За ней рояль.
   Если, отправляясь на концерт, вы внимательно изучите "карту оркестра", то сразу сможете определить, какой инструмент подает голос. И хотя музыку принято слушать, а не смотреть, вам не помешает, если вы будете видеть своего "собеседника", то есть музыкальный инструмент, который ведет с вами разговор.
       Во время "живой" встречи с оркестром вы сможете лучше понять и почувствовать музыку еще и потому, что вас поведет за собой в мир прекрасного искусства  лучший из музыкальных проводников - дирижер
      Дирижер умеет заставлять инструменты играть так, как он этого хочет, хотя при этом не произносит ни одного слова. Он пользуется только палочкой. Поднимет ее, стукнет легонечко о подставку для нот — пюпитр — и... в оркестре воцаряется мертвая тишина. Взмахнет ею, и все инструменты, подчиняясь его воле, заиграют согласно и дружно.


Комментариев нет:

Отправить комментарий